10 декабря – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

    4 декабря 1950 года на Пленарном собрании                                                                                                                   Генеральная Ассамблея ООН официально установила отмечать 10 декабря       Всемирный день прав человека (Human Rights Day). Всем государствам и заинтересованным организациям было предложено принять этот день и проводить соответствующие мероприятия.

Дата 10 декабря была выбрана в честь принятия и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека (Universal Declaration of Human Rights, UDHR). Указанная Декларация стала первым мировым документом, сформулировавшим положения о правах человека.

«Образование в области прав человека – это значительно больше, чем просто урок в школе или тема дня; это процесс ознакомления людей с механизмами, которые им необходимы для того, чтобы жить в условиях безопасности и с чувством достоинства…» – отрывок из выступления Генерального секретаря ООН.

Во Всемирный день прав человека принято уделять внимание не только личным правам человека, но и в глобальном смысле средствам защиты, с помощью которых человечество стремится остановить голод и нищету, рост международной преступности и наркомафии, СПИД и другие опасные явления, а также отразить угрозу термоядерной катастрофы и экологического кризиса. Все люди на Земле должны быть допущены к обладанию существенными материальными и духовными благами. Здесь большую роль играет государство, т.к. оно с самого начала развития цивилизаций стояло у истоков письменного оформления не только обязанностей своих жителей, но и прав.

Первое упоминание о свободе встречается в XIV в. до н.э. Права человека существовали уже в Древней Греции и Древнем Риме и закрепляли ценность закона и законности.  Международный день прав человека – это напоминание, что никто не может лишить человека его неотчуждаемых прав: на жизнь и личную неприкосновенность, свободу. Сейчас права не делятся на классы и функционируют как на государственном, так и на международном уровне. Любой человек, если у него возникнут проблемы, может подать жалобу в Европейский Суд по правам человека.

Всеобщая Декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений. В настоящее время Декларация опубликована более чем на 360 языках и является документом, переведенным на наибольшее число языков мира, что свидетельствует о ее универсальном характере и масштабах ее распространения.

Главные принципы документа:

-        признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи;

-        признание их равных неотъемлемых прав, которое является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

Признание необходимости того, чтобы права человека охранялись властью закона – это подтверждение веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, а также  решение содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе.

В Декларации выделены гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права человека:

1)        Гражданские права:

- право на гражданство;

- право изменить свое гражданство;

- право на участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей;

- право на всеобщее и равное избирательное право;

- право на свободу голосования (№ 15, 21).

2)       Политические права:

- право на жизнь, свободу и личную безопасность

- право на справедливое и открытое правосудие

- право на свободу мысли и совести

- право на мирные собрания (№ 3, 18, !9, 20, 10);

3)       Экономические права:

- право владеть имуществом единолично так и совместно с другими;;

- право на неприкосновенность своего имущества;;

- право на равную оплату труда;

- право на защиту от безработицы;

- право на справедливые и благоприятные условия труда (№ 17);

4)        Социальные права:

- право на социальную обеспеченность и социальную защиту;

- право на образование;

- право на отдых;

- право на свободное участие в профсоюзах;

- право на оплачиваемый периодический отпуск (№ 25, 26, 22, 24, 23);

5)        Культурные права:

- право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами;

- право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является (№ 27).

Главную мысль Декларации кратко можно выразить так: у каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира

                  

Эти даты – даты нашего времени!

Это время настойчиво требует обратить особое внимание всех на наши проблемы, проблемы подрастающего поколения.

XXI век – век ребёнка

15 марта –   День Конституции Республики Беларусь

1 июня    –     Международный день защиты детей

4 июня    -      Международный день детей-жертв агрессии

20 ноября –   Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

3 июля -        День независимости Республики Беларусь

                                      Из истории

        1945г. основана Организация Объединённых Наций. Это международная организация по поддержанию мира и безопасности. Права человека заложены в Устав ООН как основополагающая и ключевая проблема деятельности этой международной организации.

10 декабря 1948г. утверждена и провозглашена Всеобщая Декларация прав человека

20 ноября 1959г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей.

2 сентября 1990г. вступила в силу Конвенция о правах ребёнка, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государство защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет.

19 ноября 1993г. Белорусский парламент принял закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» (с изменениями и дополнениями 1996г, 2000г.)

Декларация с латинского «провозглашение»

Конвенция с латинского «согласие»

Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берёт на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчёт в ООН о положении детей в своей стране.

54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребёнка. Более 130 стран, включая Беларусь, приняли всю серьёзность документа. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать её положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет.Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, стала первым документом ООН, касающимся прав детей. В ней сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление прав детей. Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать пользование всеми правами и свободами на благо их и общества.

Принятая в 1989 году Конвенция о правах ребенка – первый и основной международно-правовой документ, где права ребенка стали рассматриваться на уровне международного права. Статьи Конвенции детализируют индивидуальные права детей на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Во время проходивших в сентябре–октябре 2013 года в центральных учреждениях ООН Дней международных договоров ООН призвала государства-члены, которые еще не сделали этого, ратифицировать Конвенцию о правах ребенка и факультативные протоколы к ней, подчеркнув, что это жизненно важно для защиты детей от насилия и жестокого обращения во всем мире.

Беларусь ратифицировала Конвенцию еще в 1990 году, а в соответствии с ней 19 ноября 1993 года был принят Закон Республики Беларусь «О правах ребенка». 2013 год  для Закона является юбилейным – 20 лет со дня принятия.

Закон содержит основные положения Конвенции. Статьи закрепляют правовой статус ребенка как субъекта правоотношений, определяют принципы государственной политики в отношении ребенка, его право и обязанности, а также обязанности физических и юридических лиц по защите детства. В Законе перечисляются права детей: неотъемлемое право на жизнь (ст. 4), на достойный уровень жизни (ст. 8), на здоровое развитие, охрану и укрепление здоровья, гражданство (ст. 7), на имя (ст. 20), на защиту чести и достоинства (ст. 27), на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, посягательства на тайну корреспонденции (ст. 28), на свободу объединений (ст. 26) и др. Закреплены не только права, но и обязанности несовершеннолетних: соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан и т.д.

Сегодня Республика Беларусь – это государство, где забота о детях является одним их приоритетных направлений социальной политики. На 1 января 2013 г.  численность детей составила 1741,8 тысячи человек, то есть 18,4 % от общей численности населения. Детям предоставляется бесплатное обязательное общее базовое образование, всеобщий доступ к дошкольному, профессионально-техническому образованию. Более 75 % детей дошкольного возраста посещают дошкольные учреждения – этот показатель является одним из самых высоких в СНГ. Уровень грамотности молодежи в Республике Беларусь составляет 99,8 процента. По этому показателю Беларусь опережает многие государства, входящие в группу стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала. Успешно функционирует система дополнительного образования детей и молодежи, в учреждениях которой занимается каждый второй школьник страны. Созданы условия для самореализации детей в общественной жизни.                   

Личность человека формируется с детства. Между тем во многих странах вопросам правовой защиты детей не уделяется должного внимания. По данным Организации Объединенных Наций (ООН) в настоящее время около 100 млн. детей существуют за счет воровства, проституции и нищенства, более 50 млн. ежегодно умирают от болезней, около 1 млн. ежегодно остаются без семьи, 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет не ходят в школу.

 Глубокая озабоченность мирового сообщества состоянием дел с развитием, воспитанием и образованием детей нашла отражение в правовых документах, принятых ООН: Декларации прав ребенка 1959 года и Конвенции о правах ребенка 1989 года, которая придала идеям Декларации прав ребенка более четкую форму, а главное – силу норм международного права. В соответствии с этой Конвенцией в Республике Беларусь в 1993 году был принят Закон «О правах ребенка».

 Содержание названных документов в полной мере относится и к каждому из вас, поскольку как бы вы ни хотели быть старше и как бы ни стремились быстрее стать полноправными гражданами своей страны, вы все еще находитесь в мире, называемом детством,  т. к. по критериям ООН детство охватывает период жизни человека с его рождения до 18 лет. Поэтому вы должны знать, что Конвенция о правах ребенка и другие общепризнанные международные документы гарантируют всем детям планеты право воспитываться и развиваться физически и духовно в здоровых и нормальных условиях свободы и достоинства. Вы должны знать, что ребенок с момента появления на свет, в какой бы стране он ни родился, имеет право на имя и гражданство; имеет право на особую заботу о себе и защиту, на хорошее питание, жилище, медицинское обслуживание.

 Конвенция гласит: «Ребенок должен быть среди первых, ожидающих помощи  и защиты, он имеет право на любовь и понимание со стороны родных и близких, учителей и воспитателей, со стороны правительства и государства, если он не может уже получить ее от родственников. Если ребенок отстает в развитии в том или другом отношении (физическом или психическом), общество и государство должно обеспечить ему право на особую заботу».

 Каждый из вас, как и все дети, имеет право бесплатно посещать школу; свободно распределять свое время между игрой, развлечениями и учебой, самообразованием, стремясь быть ответственным перед обществом и полезным ему.

 

 Вы должны знать, что общество и государство обязаны защищать вас от актов жестокости и эксплуатации, не допускать, чтобы возложенная на вас работа затрудняла ваше развитие, как физическое, так и духовное.

 Однако вы должны осознавать и то, что вместе с правами на вас возлагаются и обязанности перед обществом, государством и вашими близкими.

 Каждый из вас должен учиться жить в мире и взаимопонимании с окружающими, терпеливо относиться к слабостям других людей. С этого начнутся ваше собственное понимание счастья  и определение путей путей его достижения. Стремление к счатью присуще всем людям , и современное общество признало его как право каждого человека.