Обществознание – наиболее массовый экзамен, сдаваемый по выбору выпускников. Востребованность результатов экзамена для поступления на различные специальности социально-гуманитарного и педагогического профилей связана с тем, что экзамен включает в себя проверку основ социально-философских, экономических, социологических и правовых знаний.
Экзамен предусматривает высокие требования к уровню подготовки выпускников: минимальный балл, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 42 тестовых балла. На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Дополнительные материалы для сдачи экзамена приносить с собой не разрешается.
Контрольные измерительные материалы ЕГЭ по обществознанию проверяют знание пяти тематических модулей обществоведческого курса: человек и общество, включая познание и духовную культуру; экономика, социальные отношения; политика; право.
Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Задания 4, 6, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 – это задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня. В заданиях 5, 8, 14, 18 нужно установить соответствие позиций, представленных в двух множествах. Также в эту часть работы входит задание 1 на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц и задание 20 на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту. В работе есть также задания на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне (задание 2), задание на соотнесение видовых понятий с родовыми (задание 3); задания на анализ информации, представленной в виде графика (задание 10) и диаграммы/таблицы (задание 12).
Задание 14 во всех экзаменационных вариантах проверяет знание органов государственной власти Российской Федерации и федеративного устройства России, а задание 16 – знание основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Часть 2 содержит девять заданий с развернутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом научно-популярного текста. Задание 25 проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Задание 26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук. Задание-задача 27 проверяет умение применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Задание 28 требует составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Завершает работу задание 29 – мини-сочинение по одной из пяти предлагаемых тем.
В контрольных измерительных материалах ЕГЭ 2018 года по обществознанию переработана система оценивания заданий 28 и 29, детализирована формулировка задания 29, чтобы дать участнику экзамена более четкое представление о том, какие элементы должны присутствовать в его ответе. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 62 до 64.
Результат экзамена зависит от того, в какой степени участник сможет распределить свои силы для того, чтобы сконцентрироваться на главном. Указать единственно верный путь мы не можем, поскольку у каждого выпускника школы уже сложился свой индивидуальный стиль: кто-то любит перейти от более простого к сложному, кто-то, наоборот, привык идти от наиболее трудных заданий к лёгким. Но нам хотелось бы предостеречь участников экзамена от так называемого «зависания», когда они, испытав затруднение, надолго задумываются над одним из вопросов и теряют время. Если такая ситуация возникла, лучше пропустить вызвавшее затруднение задание и сделать остальные, а потом при наличии времени можно будет вернуться к нему.
При оценивании ответов на задания эксперты не снижают балл за ошибки в написании слов, пунктуации. Исключение составляют только случаи, когда ошибки настолько искажают текст ответа, что невозможно уяснить его смысл. Однако участникам ЕГЭ целесообразно следить за речевым оформлением ответов, записывать их разборчиво.
Как правило, наибольшие затруднения у выпускников вызывают задания, проверяющие знания экономического и правового разделов курса. Экзамен демонстрирует очевидные проблемы в социализации выпускников как граждан РФ, будущих работников, налогоплательщиков, активных участников экономической жизни. Есть определённые трудности, связанные с пониманием полномочий органов государственной власти в РФ. Для того чтобы сориентироваться в объёме и содержании нормативных правовых актов, к которым целесообразно обратиться в процессе подготовки к экзамену, нужно использовать Приложение № 2 Спецификации КИМ ЕГЭ 2018 г. (см. http://www.fipi.ru/).
Есть некоторые общие правила, соблюдать которые целесообразно при выполнении заданий с развёрнутым ответом. Прежде всего, необходимо прочитать условие задания и чётко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки, (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.). Это требуется для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (когда вместо трёх элементов выпускник приводит, пять-шесть). Дело в том, что существует зависимость баллов от полноты правильного ответа. Ответ может быть правильным, но неполным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.
Обращаем внимание на критерии оценивания задания 25. Это задание не требует записи определения понятия, достаточно в любом количестве предложений показать его существенные признаки (хотя если вы знаете определение понятия, запишите его). Неверное раскрытие смысла (или полное отсутствие этого элемента ответа) при любом количестве других элементов ответа оценивается 0 баллов. К сожалению, выпускники нередко не обращают внимание на эту особенность системы оценивания данного задания и, не раскрыв смысла соответствующего понятия, тратят силы и время на составление предложений, которые не будут оценены.
К числу наиболее «обидных» относятся ошибки при выполнении заданий 1 и 2, связанных с непониманием требования задания, в том числе и к форме записи ответа. Ответом на каждое из этих заданий является слово или словосочетание, записанное в соответствующую строку ответа. Подчеркнём, что в принципе правильным ответом на задание 1 не могут быть слова из приведённого определения/характеристики/признака и т.п. В задании 2 надо найти правильный ответ среди приведённых понятий и записать его в строку ответа точно в том виде, как оно дано в задании, изобретать некое иное слово – не надо.
Выполняя задание 29, необходимо чётко следовать требованиям, последовательно выполняя все указания. Подчеркнём, что в мини-сочинении нет требований писать о предмете исследования и основных понятиях выбранной науки, приводить информацию об авторе высказывания, его жизненных и профессиональных взглядах, высказывать согласие или несогласие с автором приведенной цитаты, подкреплять свои аргументы цитатами из выдающихся мыслителей, приводить аргументы и контраргументы по каждому из сформулированных положений.
Желаем успеха на экзамене!
БУ "Республиканский центр новых образовательных технологий" Минобразования Чувашии