ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ»

Сегодня мы с вами собрались на психологический тренинг.

Тема нашего занятия «Я тебя люблю».

В действительности не существует такой вещи, как один-единственный идеальный способ растить ребенка, как нет идеальных детей и, поверите ли, идеальных родителей…"

 

Ведущий. Здравствуйте! Мы рады, что вы нашли время прийти на наше мероприятие. В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки, чтобы все знали, как к вам обращаться.

Упражнение «Нас с вами объединяет...»

Сейчас мы по кругу будем передавать вот такую игрушку, ваша задача: представиться, сказать, чьи вы родители и в каком классе учится ваш ребенок, и закончить следующее предложение:  «Я думаю, нас с вами объединяет...» Один из участников кидает мяч другому со словами. Далее вы называете какое-то качество или поведенческую особенность (не называем пол, возраст, цвет волос, глаз и т.д.). Тот, кто получает мяч, говорит: «Я согласен», если он согласен, или «Я подумаю», если он не согласен. Этот человек продолжает игру дальше, кидая мяч кому-то другому. Каждый раз мяч попадает к новому участнику до тех пор, пока мяч не получит каждый.

 

Упражнение «Чувства»: Мы испытываем в жизни разные чувства.

Родители получают карточки с названиями чувств, эмоциональных состояний, «памятники» которым они должны без слов «слепить», используя тело партнера. На этапе обсуждения мы предлагаем родителям ответить на два дополнительных вопроса: 1) когда вы испытываете данное чувство по отношению к своему ребенку? 2) когда, по вашему мнению,  ребенок испытывает его по отношению к вам?

2. «Приятное воспоминание»

А теперь я предлагаю вам окунуться в мир  приятных воспоминаний, связанных общением с вашими детьми. Вспомните такой случай, опишите ситуацию и ваши переживания.

Вопросы для обсуждения

 

Разминка: Упражнение "Паровозики": Сочетает возможность получить интересную информацию о себе, об отношении к подчинению и собственному руководству с возможностью просто подвигаться. Для создания подгрупп можно предложить объединиться тем, кто сегодня еще не работал вместе (задание будет иметь и социометрическую информацию).
«Паровозики» ездят по трое, стоя в затылок друг к другу. У первого и второго глаза закрыты — это вагоны. Третий глаза не закрывает, чтобы иметь возможность
управлять тройкой, он — паровоз. Он держит за локти среднего, средний — первого. Движение происходит с разной скоростью (с ускорением, замедлением). Постепенно каждому дается возможность побыть и паровозом (управляющим тройкой), и средним вагоном (стоящим в середине), и первым вагоном (стоящим спереди). Какие чувства ты испытывал во время упражнения на каждой из позиций?

Вопросы для обсуждения: Какая позиция для тебя была самой удобной? Легко ли тебе было, когда тобой руководили? Легко ли было самому руководить? Смог ли ты абсолютно довериться ведущему?

1 – ребенок, 2 – взрослый, 3 – родитель (управляет всеми). Позиция «Р» это бесстрашность, безответственность, доверие, они легко идут по жизни, беззаботность, полагаются на других.

Позиция «В» - это позиция человека, который реально оценивает окружающую обстановку, в меру ответственный, реалист, очень важно, чтобы он мог правильно воспринять информацию и передать ее остальным.

Позиция «Р»  - это человек, который постоянно берет на себя ответственность во всех делах, он привык управлять, он не позволяет себе расслабиться, не позволяет другим проявлять самостоятельность.

Как вы считаете, а какую позицию желательно занимать человеку, у которого есть ребенок? (Взрослый).

 

Психологический смысл поддержки другого человека состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите в нем позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах. А для этого нужно научиться видеть сильные стороны личности ребенка и говорить ему об этом.

Задание

Подумайте, пожалуйста в течение 1 минуты, как мож­но продолжить фразу «Мой ребенок...»

А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение 5 минут письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен».

Осталась 1 минута, вам необходимо завершить ра­боту;

Посмотрите на качества, которые вы написали. Раз­делите их на две группы:

1-я  — те, которые вас устраивают в вашем ре­бенке; .2-я — те, которые вы бы хотели изменить в нем.

 Посмотрите, каких качеств больше — положитель­ных или отрицательных? Выберите, с какими из отри­цательных качеств вы хотели бы сейчас поработать, отметьте их для себя. Отложите на время свои лис­точки.

Задание 2

Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житей­скому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:

   на 1-м этаже продаются товары с Заведомым бра­ком, низкого качества;

   на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;

   на 3-м этаже продаются самые лучшие,  каче­ственные,  шикарные вещи.

На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди.)

Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу»  — был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного язы­ка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся меч­ты...

Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа.

И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить.

Задание 3

Работа проходит в группах по 5—6 человек.

Груп­пы делятся по любому признаку — на усмотрение тренера.

Посмотрите на качества, которые вы выделили в своем ребенке, требующие, по вашему мнению, изме­нения. Выберите два из них, которые являются для группы более или менее общими.  

Я предлагаю вам сейчас прорекламировать эти ка­чества с целью их продажи — то есть в этих качествах, чертах характера надо найти положительные моменты и рассказать об этом так, чтобы другие груп­пы захотели их купить. Время для работы — 10 ми­нут. (Предупредить группу, когда пройдет половина времени и за минуту до окончания работы.) Внима­ние! Сейчас я предлагаю вам выбрать выступающего и прорекламировать качества характера, с которыми вы работали в группах.

Процедура. Один человек от группы представляет рекламу, участники других групп помечают у себя те качества, которые они захотели приобрести.

  Выступление каждой группы.

Сейчас я предлагаю желающим по кругу назвать качества, которые они решили приобрести, по воз­можности прокомментировав причину своего выбора (например: упрямство, так как это близко к настой­чивости...).

 

 

 Задание 4

Обсуждение в кругу:

   Легко ли вам было выполнять эту работу?

   В чем сложность?

   Увидели ли вы что-то новое в этом качестве, чер­те характера?

   Согласны ли вы с тем, что эти черты характера
нужны в жизни человека?

   Насколько после проделанной работы вы их при­нимаете?

В процессе обсуждения тренер подводит участников группы к пониманию того, что все эти качества необходимы в жизни каждого человека: происходит смена иррациональных родительских установок.

В заключение я хотела бы рассказать вам притчу, которая, возможно, поможет взглянуть на старые про­блемы по-новому.

 

ПРИТЧА О ДВУХ АНГЕЛАХ

Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на, ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, бу­дучи скупым и негостеприимным человеком, предо­ставил им ночлег в сарае.

Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на ус­талость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.

Проснувшись, он увидел, что старый ангел ста­рательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.

Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:

  Зачем ты помог этому человеку, ведь он так
плохо обошелся с нами?

Не все является тем, чем кажется, — отве­тил его спутник.

    На следующий вечер, подыскивая ночлег, путе­шественники остановились у дома бедного челове­ка. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.

Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова — единственная кормилица и надежда семьи.

Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, об­ратился к старому:

Почему ты не поможешь бедному человеку?
сказал он. В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с  нами, а в этот раз ты бездей­ствуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?

На что старый ангел ответил:  Не все является тем, чем кажется! продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его

и не мог смириться с происшедшим.

Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел.  В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад и замуровал его, что­бы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.

Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыс­лить то, что происходит между вами и вашими деть­ми. Нужно помнить, что нет в мире плохого и хоро­шего. Все зависит от того, как ты на это смотришь.