Связь образовательного учреждения с родителями учащихся.
Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности.
Формы работы учителя с родителями разнообразны:
индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе;
групповые: взаимная работа учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю вести урок; и работа с активом;
коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия и т.д.
Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.
В качестве основных принципов деятельности педагога выступают:
принцип индивидуального подхода к личности на основе безоговорочного признания ее уникальности и ценности;
принцип профессионального взаимодействия педагога со взрослыми, имеющими отношение к ребенку, учащемуся (родителями).
Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей личности, укрепление ее собственной активности, раскрытие ее неповторимости.
Задача педагога заключается в том, чтобы найти индивидуальные, специфические для учащегося способы оптимального развития его интересов, способностей, его личности в целом, возможностей его самовоспитания и самоорганизации, и на этой основе определение программы дальнейшей работы с ним.
Задача профессионального взаимодействия педагога с родителями учащегося – обеспечить педагогически целесообразные условия для развития личности.
Итак, существенным фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.
Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности.
Задача профессионального взаимодействия педагога с родителями учащегося – обеспечить педагогически целесообразные условия для развития личности. Эта задача решается при помощи индивидуального подхода к работе с родителями.
Среди разнообразных форм работы учителя с семьей выделяются индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе и т.д. Индивидуальная работа с родителями охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию.
В основе эффективного сотруднического взаимодействия семьи и учителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу
переписка с родителями;
анкетирование или тестирование;
беседа;
консультации, в процессе которых родители получают ответы на интересующие их вопросы;
индивидуальные приглашения родителей для выступлений на родительских собраниях, для проведения бесед и т.д.;
привлечение родителей к выполнению разовых поручений;
привлечение семей к планированию и проведению учебно-воспитательного процесса;
обсуждение с родителями обучающихся состояния дел;
индивидуальная работа с родителями обучающихся, имеющих проблемы в учебе, пропуски занятий по уважительным или неуважительным причинам;
выражение благодарности родителям за воспитание детей, успешно обучающихся и активно участвовавших в жизни школы;
родительские тренинги;
индивидуальная коррекционная работа с одаренными детьми и др.
Рассмотрим их подробнее.
Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника.
Консультирование родителей может быть двух типов:
методическое (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ученика – для вновь поступивших детей и одаренных учащихся – способов дополнительного образования);
психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).
Однако независимо от типа существуют определенные принципы консультирования:
создание доверительных отношений;
взаимоуважение;
заинтересованность консультантов;
компетентность;
формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы.