Не нужен учёный,
А нужен смышлёный".
(русская народная пословица)
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации.
В отличие от стандартов2004 года новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ, обеспечивающего его. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.
Лучшим средством достижения высоких результатов педагогической деятельности является взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение. Одной из форм взаимообучения является открытый урок (учебное занятие).
В конце декабря в нашей школе был проведён Фестиваль открытых уроков молодых специалистов, цель которого: определение методического уровня молодых учителей, оказание им помощи. Открытые уроки проводили: Адиева Р.Х. (математика в 3а кл.), Тукаева А.Х. (литературное чтение в 1б кл.), Мавлютова Д.М. (окружающий мир во 2а кл.), Гайнуллина А.М.. (математика в 1б кл.), Минебаева И.И. (окружающий мир в 1а кл.),Зиганшина Г.К.(английский язык в 3а классе.
Современный урок в начальной школе должен быть нацелен на участие ребёнка в активной познавательной деятельности через коммуникацию, наглядно-действенные операции, моделирование и построение аналогий, необходимо использовать приёмы обучения, опирающиеся на жизненный опыт учеников и имеющие связь с окружающей действительностью.
Среди многочисленных уроков младшей школы есть один особый – урок литературного чтения. Его задача не просто научить читать, а пробудить любовь к литературе, заложить основы понимания прекрасного, основы нравственно-этических ценностей. Именно такой урок литературного чтения провела Тукаева Алия Халиулловна в 1б классе. Разные виды учебной деятельности в сочетании с оздоровительными упражнениями, использование дидактического и наглядного материала, ИКТ, позволяли детям быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, снижая утомляемость, и поддерживать интерес на протяжении всего урока.
Увлекательное занятие в форме игры на тему «Цвета» провела в 3а классе Зиганшина Г.К. Дети вместе с педагогом окунулись в волшебный мир цветов. Эта тема, наверное, одна из любимых тем ребят. Какие только задания не выполняли ребята! Самое интересное: дети пробовали себя в роли учителя, им даже пришлось соревноваться с присутствующими на уроке педагогами. Было приятно увидеть улыбку и радость на лицах ребят.
Гайнуллина Айсылу Миневагизовна вместе с первоклашками отправилась в путешествие с Колобком ,преодолевая разные преграды(решая математические задачи. Урок рефлексии был дан в рамках внедрения в учебный и воспитательный процесс ФГОС. С каким удовольствием дети помогали Колобку ! Как они радовались, что благодаря их помощи, т.е усердной работы Колобок остался живым ! А в качестве приза за правильно выполненную работу ребята получили раскраску.
На протяжении урока учащиеся 3а класса (Учительница Адиева Разина Хасиетовна) учились определять основное свойство доли, и это у них получилось. Ребята работали устно, решали тестовые задания и примеры из учебника. Красочная слайдовая презентация по изучаемой теме помогала и подсказывала детям. Хорошо потрудились! И в конце правильно разделили на всех вкусные яблоки.
Отзывы преподавателей, посетивших уроки, говорят о том, что на каждом открытом уроке было чему поучиться, убедиться, что делаешь правильно, а что-то можно делать лучше или чаще, а что-то вообще нет возможности использовать в силу специфики своей дисциплины. Таким образом, проведённые уроки соответствуют требованиям, предъявляемым к современному уроку, что позволяет формировать общие и профессиональные компетенции будущих специалистов. Учителя начальных классов уделяют большое внимание развитию познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных УУД на уроках и во внеурочной деятельности.
Фестиваль молодых специалистов еще раз доказал, что такие открытые уроки нужны как детям, так и учителям. Они вносят свежую струю в учебную жизнь школьного коллектива.