Итоги предметной недели татарского языка и литературы

 

Язык твой как родная мать,

Которую не унижать нельзя, не оскорблять.

Его ты должен, друг, благодарить

За то, что правильно умеешь говорить.

  Г.Тукай.

С большим успехом прошла и очередная неделя татарского языка и литературы . Обеспечили успех недели  преподаватели Шайдуллина Ф.К.,Галеева А.М.и учителя начальных классов.

     Неделя татарского  языка и литературы  в школе активизирует познавательную и творческую деятельность учеников и учителей, привносит яркие краски и праздничное настроение в школьные будни, требует и формирует не только языковые, но и предметные знания. Тематика мероприятий в рамках недели  была интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечала возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.  Неделя татарского языка ежегодно привлекает все больше учащихся школы. Украшением недели на этот раз стали учащиеся начальных  классов.     Каждый год учащиеся начальных классов радуют нас инсценировками сказок. На этот раз учащиеся 2а класса подготовили сказку «Колобок шагает по лесу»(Учительница Мавлютова Д.М.),3а класс – «Гульчечек»(Учительница Адиева Р.Х.),3б класс-«Три дочери»(Учительница Тукаева А.Х.).

Шайдуллина Ф.К. также подготовила сказку А.Алиша «Болтливая утка»с учащимися 6а класса, комедию «Елак батыр» с учащимися 7б класса, литературно-музыкальную композицию о родном языке с учащимися 6-х классов.Фирдания Киятдиновна провела интеллектуальную игру «Самые умные и смекалистые» с учащимися 8а и8б классов. Дети были заинтересованы разными интересными заданиями. В упорней борьбе победила команда 8б класса.

   Галеева А.М.. подготовила прекрасную литературно - музыкальную композицию «Мой родной язык-татарский»с учащимися 5-х классов,а Гафурова М.Г. –с учашимися 2б класса. Прозвучали стихи и задушевные песни о татарском языке. В яркой игровой форме прошла  интеллектуально - познавательная игра «Умники и умницы»среди учащихся 5-х классов.(Учительница Галеева А.М.).   Ребята  разгадывали загадки, расширили знания о пословицах,  было много интересных заданий, красочное оформление,  кроссворд. Дети активно боролись за право быть победителем. В итоге победила дружба

     Альфинур Минназимовна среди учащихся 9-11 классов организовала  конкурс на лучший почерк.Учащимся был предложен диктант, которого они должны были написать без ошибок и красивым почерком. Победителями  признаны Кушаева Айгель и Азмуханова Резиля в 9а классе,в 9б- классе:Минуллина Диля и Камартдинова Гельназ; Камалдинов Ранил и Хамбикова Лилия в 10 классе, а в 11 классе обладателями красивого почерка являются Бататова Алина и Афендина Айсылу. Любители родного языка приняли участие в необычном конкурс рассказов. Учащиеся должны были сочинить рассказ, каждое слово предложения начинается с одной и той же буквы. Ребята творчески подошли к этому конкурсу. Рассказы получились интересными. Самым увлекательным оказался рассказ Самкиной Рине из 6а класса.

На кануне Дня матери Рахимзянова А.И.в 4б классе провела открытый урок для родителей по литературному чтению. Ребята с гордостью читали свои  сочинения о самых дорогих для них людей- матерях. Вместе с детьми родители участвовали в конкурсе пословиц и поговорок.

Праздник для мам устроили и первоклассники(Учительница Гайнуллина А.М.).Рахимзянова А.И.и Ямальтдинова Д.Г.провели интересную игру «В стране сказок»с учащимися 4-х классов. Вся игра состояла из сказок: каждая команда приготовила инсценировку одной сказки, дети инсценировали отрывки из  сказок, командам  также пришлось  угадать сказку по прочитанным словам.

           Открытый урок по татарскому  языку в 6а классе на тему  «Наречие» провела  учительница татарского языка и литературы языка Шайдуллина Ф.К.Фирдания Киямтдиновна  устроила детям праздник. Она организовала обобщающий урок в форме игры. Дети отправились в путешествие на автобусе. Красочная презентация сопровождала их до конца путешествия. Учительница  применяла разнообразные формы работы. Дети увлечённо работали на уроке.  Повторяли наречия ,вспомнили  пословицы и поговорки. составляли коротенькие рассказы. С большой охотой рассказывали стихи, отгадывали загадки. Были высказаны  хорошие отзывы об уроке со стороны коллег.
Праздник получился на славу.

Не стало исключением и конкурс рисунков .     В ходе недели постоянно действовала выставка «Творчество учащихся», где были выставлены работы учащихся по произведениям татарских поэтов и писателей:А.Алиша,Г.Тукая и М.Джалиля. Своей работой радовали нас учащиеся со  2 по 8- классы.

        Воспитание любви и уважения к родному  языку и национальной культуре через уроки и внеклассные мероприятия делает учащихся  духовно богатой  и высоконравственной   личностью, подлинным  гражданином и патриотом России, любящим  свою большую и малую родину. Проведенные мероприятия, несомненно, вызывают у детей  интерес к изучению татарского языка, культуры родного края, приобщают их  к национальной культуре, обычаям и традициям татарского народа, к его духовным и нравственным ценностям.

      За эту неделю ребята узнали много нового, расширили свой кругозор.  С удовольствием принимали участие. Самые активные участники были награждены грамотами.

 Можно с уверенностью сказать, что предметная неделя прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы начальных классов и среднего звена.

Любить, беречь, знать свой родной язык дети должны с самого раннего детства.

К. Д. Ушинский отмечал, что речевая культура семьи зависит от ее духовного мира, а не от социального положения родителей в обществе. Чем беднее духовная сфера, в которой растет и развивается ребенок, тем скуднее его словарный запас. Родителям с низким уровнем речевой культуры труднее передать ребенку богатство мыслей, чувств, ощущений, объяснить ему причины различных явлений и поступков. Чем выше уровень речевой культуры в семье, тем больше возможностей в грамотном применении сложных языковых конструкций, распространенных предложений и т. д.

 «Народ жив, пока живет родной язык».  Язык – это не просто средство общения или передачи информации. С родным языком связана история каждого народа, то есть его память о прошлом, о периодах горя и счастья, о войнах, победах и поражениях, о царях и героях. На родном языке происходит наше обучение жизненным навыкам и приобретение знаний, передача из поколения в поколение накопленного опыта. На родном языке мы думаем и выражаем словами чувства. Национальная литература и народный фольклор тоже создаются на родном языке.